Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

12 JavaScript-трюков, которым не учат новичков

0

Небольшая подборка JavaScript-трюков и полезностей для создания краткого и эффективного кода, которые вы не найдете в учебниках.

Большинство учебников и туториалов объясняют начинающим программистам базовые концепции и конструкции. Из них вы получили академические JavaScript основы языка, а вот практических хитростей придется набираться самостоятельно.

Многие из описанных в статье JavaScript-трюков стали возможны только в последних стандартах JS, поэтому в старых руководствах вы их не найдете. Другие приносят в жертву краткости читаемость, поэтому их не упоминают, чтобы не смущать разум новичков. Парочку приемов все-таки можно найти в учебниках, но вы вполне могли их пропустить.

4 JavaScript-трюка с массивами

Фильтрация уникальных значений

В стандарте ES6 появился новый тип объектов Set . Скомбинировав его со спред-оператором ( . ), можно легко получить из старого массива новый, в котором будут только уникальные значения.

До ES6 для решения этой задачи пришлось бы написать гораздо больше кода! А еще Set ускоряет код.

Кэширование длины в цикле

Когда мы изучаем программирование на JavaScript, то во всех туториалах встречаем вот такую стандартную конструкцию цикла for :

Нужно следовать рекомендованному шаблону, ведь так? Но он не совсем оптимален. На каждой итерации цикла длина массива array будет высчитываться заново. Иногда это полезно, но в большинстве случаев эффективнее будет ее кэшировать после первого расчета. Для этого создадим переменную length . Это можно сделать в первой части условия, вместе с определением счетчика цикла:

Лаконичность кода почти не страдает, но при работе с большими массивами он будет работать немного эффективнее.

Укорачивание

Это один из самых известных JavaScript-трюков, но повторить его не помешает.

Чтобы удалить несколько значений из конца массива, необязательно пользоваться методами slice() , splice() или pop() . Просто переопределите свойство length :

Это работает только с массивами, а вот с Set , например, трюк не пройдет.

Получение элементов с конца

В метод slice() можно передать отрицательный параметр, тогда отсчет элементов начнется с конца массива.

3 JavaScript-трюка с преобразованием типов

Преобразование в строку

Быстро преобразовать число в строку можно с помощью оператора + , просто сконкатенировав его с пустой строкой.

Преобразование в число

Для обратного преобразования снова пригодится вездесущий + .

Булевы значения тоже можно превратить в числа:

В некоторых контекстах + работает как оператор конкатенации, поэтому нужна альтернатива.

Если вы работаете с целыми числами (без дробной части), обратите внимание на оператор

(тильда), известный также как «побитовое НЕ». Каждый бит операнда он заменяет на противоположный. Выражение

n эквивалентно выражению -n-1 , например,

Если этот оператор получает строку, то преобразует ее в число:

Применение побитового отрицания к результату другой операции побитового отрицания успешно отменяет эффект, то есть возвращает исходное число. Действительно, -(-n-1)-1=n . Другими словами,

При желании можно использовать побитовое отрицание и с булевыми значениями, хотя вряд ли вы найдете для этого множество применений:

Использование этих JavaScript-трюков оправдано только в том случае, если вы хорошо понимаете, на чем основано их действие.

Преобразование в булев тип

Язык программирования JavaScript может рассматривать любое значение с логической точки зрения. Все, что преобразуется в false , называется «falsy» (ложное). Это число 0, пустая строка «» , null , undefined , NaN и, конечно же, false . Все остальные значения – истинные («truthy»). На эту концепцию опирается множество JavaScript-трюков.

Оператор логического отрицания ! умеет работать со значениями любого типа. Он конвертирует любое falsy значение в true , а любое truthy – в false . Таким образом, на выходе всегда получается булево значение. Вот JavaScript примеры:

Такое преобразование может быть удобно в условных операторах.

Пара математических JavaScript-трюков

Загляните в нашу статью о работе с числами и математическими методами в JS.

Быстрое возведение в степень

Стандарт ES7 предложил нам новый оператор ** для возведения числа в степень.

Это явно короче, чем Math.pow(2, 3) .

Вероятно, вы ожидали увидеть здесь более привычный символ ^ . Но в JavaScript он уже занят – это побитовое исключающее ИЛИ (XOR).

До ES7 у нас был короткий способ возведения в степень только для числа 2 с помощью побитового оператора левого сдвига << :

Например, 2 << 3=16 , и 2 ** 4=16 .

Быстрое округление

Если нужно сделать дробное число целым, вы используете Math.floor() , Math.ceil() или Math.round() – в зависимости от нужного эффекта. Но есть и более быстрый путь – побитовое ИЛИ.

Поведение оператора с положительными и отрицательными операндами отличается. Положительные округляются вниз, негативные – вверх. Все цифры после десятичной точки удаляются.

Такого же эффекта можно добиться с помощью других JavaScript-трюков, например, уже знакомого нам двойного оператора побитового отрицания (

Удаление разрядов

С помощью побитового ИЛИ можно удалять из числа разряды, не путаясь с дробной частью:

Три бонусных трюка

Короткие вычисления в одну цепочку

Тернарный оператор предоставляет простой и быстрый способ выполнения простых – а иногда и не очень простых – условных вычислений.

Но иногда даже тернарный оператор чересчур сложен. Если ваш программистский дух жаждет краткости, обратите внимание на логические операторы && и || .

Как это работает?

Предположим, необходимо выбрать только один из нескольких вариантов.

Оператор && вернет первое же «falsy» значение в цепочке. Если случится чудо, и каждый операнд окажется истинным, будет возвращено последнее выполненное выражение.

Оператор || , напротив, возвращает первое же «truthy» значение. А если все звенья цепи ложны, вернется вычисленное значение последнего выражения.

JavaScript пример 1

Требуется получить значение свойства length некоторого массива. Однако вместо массива вы можете получить undefined , и в этом случае будет ошибка.

Можно использовать конструкцию if/else , чтобы проверить, определена ли переменная foo . Эта запись вполне приемлема, но длинновата. Вот более короткий вариант:

Если переменная foo в логическом контексте ложна (например, это null или undefined ), то вместо нее будет подставлен пустой массив как дефолтное значение.

JavaScript пример 2

Знакомы с проблемами доступа к свойствам глубокой вложенности? На любом уровне может не оказаться нужного объекта, и выпадет ошибка.

Допустим, есть объект John , а вы хотели бы узнать имя жены Джона ( John.wife.name ). Однако очень может быть, Джон не женат, необходимо уточнить этот момент.

5 строк кода это немало для ленивых программистов. Давайте укоротим:

Тут мы скомбинировали два логических оператора. У && приоритет больше, поэтому он всегда выполняется первым. Если у Джона нет жены – или у его жены вдруг почему-то нет имени – возвращаем дефолтное значение.

Новые возможности языка

Проблемы со структурой объектов встречаются очень часто, поэтому было внесено предложение добавить в язык JavaScript «опциональные цепочки» (optional chaining). Они позволяют запрашивать глубоко вложенные свойства, не опасаясь ошибок. Движение по цепочке будет продолжено только в том случае, если текущее свойство не равно null .

Если у брата жены Джона есть собака, то это выражение вернет ее кличку.

Предложение сейчас находится в первой стадии рассмотрения (экспериментальная возможность). Вы можете почитать о нем или попробовать в действии с помощью Babel. Для этого добавьте в файл .babelrc плагин @babel/plugin-proposal-optional-chaining.

Автоматический биндинг в классах

Если при создании методов вы используете стрелочные функции, такие методы неявно привязываются к экземплярам класса! Это позволяет сэкономить несколько строк кода и избавиться от надоевших конструкций вроде this.myMethod=this.myMethod.bind(this) .

Если хотите вникнуть в тему глубже, загляните сюда:

Форматирование JSON

Скорее всего, вы неоднократно использовали метод JSON.stringify() . А знаете ли вы, что он может самостоятельно форматировать ваш JSON-код?

stringify() может принимать два необязательных параметра (кроме первого – собственно объекта для сериализации):

  • replacer – функция для преобразования значений и свойств или массив тех свойств, которые должны войти в сериализованный объект.
  • space – число, определяющее количество пробелов перед каждым уровнем вложенности, или строка, которая будет вставлена перед каждым уровнем, например, «t» .

Возможно, вы нашли среди этих советов парочку интересных.

Помните, что не все из этих JavaScript-трюков пригодны к использованию в продакшене. Некоторые предназначены скорее для изучения возможностей языка и код-гольфа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *