Небольшая подборка JavaScript-трюков и полезностей для создания краткого и эффективного кода, которые вы не найдете в учебниках.
Большинство учебников и туториалов объясняют начинающим программистам базовые концепции и конструкции. Из них вы получили академические JavaScript основы языка, а вот практических хитростей придется набираться самостоятельно.
Многие из описанных в статье JavaScript-трюков стали возможны только в последних стандартах JS, поэтому в старых руководствах вы их не найдете. Другие приносят в жертву краткости читаемость, поэтому их не упоминают, чтобы не смущать разум новичков. Парочку приемов все-таки можно найти в учебниках, но вы вполне могли их пропустить.
4 JavaScript-трюка с массивами
Фильтрация уникальных значений
В стандарте ES6 появился новый тип объектов Set . Скомбинировав его со спред-оператором ( . ), можно легко получить из старого массива новый, в котором будут только уникальные значения.
До ES6 для решения этой задачи пришлось бы написать гораздо больше кода! А еще Set ускоряет код.
Кэширование длины в цикле
Когда мы изучаем программирование на JavaScript, то во всех туториалах встречаем вот такую стандартную конструкцию цикла for :
Нужно следовать рекомендованному шаблону, ведь так? Но он не совсем оптимален. На каждой итерации цикла длина массива array будет высчитываться заново. Иногда это полезно, но в большинстве случаев эффективнее будет ее кэшировать после первого расчета. Для этого создадим переменную length . Это можно сделать в первой части условия, вместе с определением счетчика цикла:
Лаконичность кода почти не страдает, но при работе с большими массивами он будет работать немного эффективнее.
Укорачивание
Это один из самых известных JavaScript-трюков, но повторить его не помешает.
Чтобы удалить несколько значений из конца массива, необязательно пользоваться методами slice() , splice() или pop() . Просто переопределите свойство length :
Это работает только с массивами, а вот с Set , например, трюк не пройдет.
Получение элементов с конца
В метод slice() можно передать отрицательный параметр, тогда отсчет элементов начнется с конца массива.
3 JavaScript-трюка с преобразованием типов
Преобразование в строку
Быстро преобразовать число в строку можно с помощью оператора + , просто сконкатенировав его с пустой строкой.
Преобразование в число
Для обратного преобразования снова пригодится вездесущий + .
Булевы значения тоже можно превратить в числа:
В некоторых контекстах + работает как оператор конкатенации, поэтому нужна альтернатива.
Если вы работаете с целыми числами (без дробной части), обратите внимание на оператор
(тильда), известный также как «побитовое НЕ». Каждый бит операнда он заменяет на противоположный. Выражение
n эквивалентно выражению -n-1 , например,
Если этот оператор получает строку, то преобразует ее в число:
Применение побитового отрицания к результату другой операции побитового отрицания успешно отменяет эффект, то есть возвращает исходное число. Действительно, -(-n-1)-1=n . Другими словами,
При желании можно использовать побитовое отрицание и с булевыми значениями, хотя вряд ли вы найдете для этого множество применений:
Использование этих JavaScript-трюков оправдано только в том случае, если вы хорошо понимаете, на чем основано их действие.
Преобразование в булев тип
Язык программирования JavaScript может рассматривать любое значение с логической точки зрения. Все, что преобразуется в false , называется «falsy» (ложное). Это число 0, пустая строка «» , null , undefined , NaN и, конечно же, false . Все остальные значения – истинные («truthy»). На эту концепцию опирается множество JavaScript-трюков.
Оператор логического отрицания ! умеет работать со значениями любого типа. Он конвертирует любое falsy значение в true , а любое truthy – в false . Таким образом, на выходе всегда получается булево значение. Вот JavaScript примеры:
Такое преобразование может быть удобно в условных операторах.
Пара математических JavaScript-трюков
Загляните в нашу статью о работе с числами и математическими методами в JS.
Быстрое возведение в степень
Стандарт ES7 предложил нам новый оператор ** для возведения числа в степень.
Это явно короче, чем Math.pow(2, 3) .
Вероятно, вы ожидали увидеть здесь более привычный символ ^ . Но в JavaScript он уже занят – это побитовое исключающее ИЛИ (XOR).
До ES7 у нас был короткий способ возведения в степень только для числа 2 с помощью побитового оператора левого сдвига << :
Например, 2 << 3=16 , и 2 ** 4=16 .
Быстрое округление
Если нужно сделать дробное число целым, вы используете Math.floor() , Math.ceil() или Math.round() – в зависимости от нужного эффекта. Но есть и более быстрый путь – побитовое ИЛИ.
Поведение оператора с положительными и отрицательными операндами отличается. Положительные округляются вниз, негативные – вверх. Все цифры после десятичной точки удаляются.
Такого же эффекта можно добиться с помощью других JavaScript-трюков, например, уже знакомого нам двойного оператора побитового отрицания (
Удаление разрядов
С помощью побитового ИЛИ можно удалять из числа разряды, не путаясь с дробной частью:
Три бонусных трюка
Короткие вычисления в одну цепочку
Тернарный оператор предоставляет простой и быстрый способ выполнения простых – а иногда и не очень простых – условных вычислений.
Но иногда даже тернарный оператор чересчур сложен. Если ваш программистский дух жаждет краткости, обратите внимание на логические операторы && и || .
Как это работает?
Предположим, необходимо выбрать только один из нескольких вариантов.
Оператор && вернет первое же «falsy» значение в цепочке. Если случится чудо, и каждый операнд окажется истинным, будет возвращено последнее выполненное выражение.
Оператор || , напротив, возвращает первое же «truthy» значение. А если все звенья цепи ложны, вернется вычисленное значение последнего выражения.
JavaScript пример 1
Требуется получить значение свойства length некоторого массива. Однако вместо массива вы можете получить undefined , и в этом случае будет ошибка.
Можно использовать конструкцию if/else , чтобы проверить, определена ли переменная foo . Эта запись вполне приемлема, но длинновата. Вот более короткий вариант:
Если переменная foo в логическом контексте ложна (например, это null или undefined ), то вместо нее будет подставлен пустой массив как дефолтное значение.
JavaScript пример 2
Знакомы с проблемами доступа к свойствам глубокой вложенности? На любом уровне может не оказаться нужного объекта, и выпадет ошибка.
Допустим, есть объект John , а вы хотели бы узнать имя жены Джона ( John.wife.name ). Однако очень может быть, Джон не женат, необходимо уточнить этот момент.
5 строк кода это немало для ленивых программистов. Давайте укоротим:
Тут мы скомбинировали два логических оператора. У && приоритет больше, поэтому он всегда выполняется первым. Если у Джона нет жены – или у его жены вдруг почему-то нет имени – возвращаем дефолтное значение.
Новые возможности языка
Проблемы со структурой объектов встречаются очень часто, поэтому было внесено предложение добавить в язык JavaScript «опциональные цепочки» (optional chaining). Они позволяют запрашивать глубоко вложенные свойства, не опасаясь ошибок. Движение по цепочке будет продолжено только в том случае, если текущее свойство не равно null .
Если у брата жены Джона есть собака, то это выражение вернет ее кличку.
Предложение сейчас находится в первой стадии рассмотрения (экспериментальная возможность). Вы можете почитать о нем или попробовать в действии с помощью Babel. Для этого добавьте в файл .babelrc плагин @babel/plugin-proposal-optional-chaining.
Автоматический биндинг в классах
Если при создании методов вы используете стрелочные функции, такие методы неявно привязываются к экземплярам класса! Это позволяет сэкономить несколько строк кода и избавиться от надоевших конструкций вроде this.myMethod=this.myMethod.bind(this) .
Если хотите вникнуть в тему глубже, загляните сюда:
Форматирование JSON
Скорее всего, вы неоднократно использовали метод JSON.stringify() . А знаете ли вы, что он может самостоятельно форматировать ваш JSON-код?
stringify() может принимать два необязательных параметра (кроме первого – собственно объекта для сериализации):
- replacer – функция для преобразования значений и свойств или массив тех свойств, которые должны войти в сериализованный объект.
- space – число, определяющее количество пробелов перед каждым уровнем вложенности, или строка, которая будет вставлена перед каждым уровнем, например, «t» .
Возможно, вы нашли среди этих советов парочку интересных.
Помните, что не все из этих JavaScript-трюков пригодны к использованию в продакшене. Некоторые предназначены скорее для изучения возможностей языка и код-гольфа.