Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Обучение детей программированию с помощью Scratch

0

Scratch – одна из лучших платформ для обучения юных программистов в возрасте 8+ через блочное кодирование. Она невероятно универсальна: блоки Scratch можно использовать для чего угодно, от создания анимации до составления интерактивных историй. Платформа поддерживает пользовательский ввод данных и дает ребенку практически неограниченный контроль над кодом. Опишем пошаговый рецепт создания в Scratch несложной видеоигры.

Шаг 1. План

Интерактивные игры должны удовлетворять двум требованиям:

  • Игрок должен что-то контролировать.
  • У игрока должна быть цель, которой нужно достичь.

Чтобы начать разработку игры, необходимо все спланировать. Составление плана – это первый и самый важный шаг. Он кажется тривиальным, однако план задает направления развития проекта. Чтобы его придумать, нужно последовательно пройти три этапа:

  1. Выбрать тему.
  2. Описать схему взаимодействия между персонажами и предметами.
  3. Описать цель, которой игрок должен достичь.

Как только вы разберетесь с тремя базовыми вещами, игра будет развиваться простым и естественным образом.

Шаг 2: Основная механика

Теперь, необходимо подумать, как реализовать главную идею проекта. Давайте попробуем создать простую игру-собиралку.

Тема: игра будет про русалок, а действие будет происходить под водой.

Управление: игрок будет управлять движением персонажа.

Цель: перемещая персонажа, собрать как можно больше предметов.

Чтобы создать проект на Scratch, перейдите на официальный веб-сайт и нажмите «Создать». Перед вами появится новый проект без названия, но с фирменным котом в центре белого поля.

Шаг 3: Оформление

Спрайты могут перемещаться и выполнять код, который мы им даем. На данный момент единственный спрайт, который есть в игре – Scratch Cat, который по умолчанию включен в каждый проект. Чтобы создать новый спрайт для главного героя, нажмите кнопку с надписью «Выбрать спрайт» в правом нижнем углу экрана.

Теперь выберите своего главного героя из готового списка. Вы можете нарисовать новые спрайты самостоятельно во вкладке костюмов или в редакторе красок, а также загрузить свое фото если хотите.

Для этой игры мы выберем спрайт русалки из категории фэнтези.

После выбора вы должны увидеть героя в центре сцены. Кот тоже там будет, но его можно удалить из игры, щелкнув правой кнопкой мыши по значоку корзины на его спрайте.

Когда мы создали новый спрайт, пришло время добавить в проект немного динамики.

Чтобы русалка могла двигаться, используем соответствующие блоки Scratch для создания простого скрипта. Самый легкий способ сделать спрайтовое движение – использовать Event Listeners (Слушателей событий).

Этот блок кода заставляет спрайт двигаться вправо-влево и говорит нам:

«Нажимая клавишу со стрелкой вправо(влево), наведите курсор вправо(влево), а затем двигайтесь вперед на 10 шагов».

Это работает в любом направлении. Когда мы можем двигать русалку в стороны, давайте создадим больше скриптов, чтобы перемещать ее вверх и вниз.

Теперь у нас есть скрипты для перемещения во всех четырех направлениях.

Цифры в блоках – это градусы поворота. Каждое значение представляет одно из основных направлений (вправо/влево/вверх/вниз). Они указывают спрайту, в какую сторону двигаться. Теперь вам даже не нужно нажимать зеленый флаг – просто нажимайте клавиши со стрелками, и картинка оживет.

Теперь игрок может управлять спрайтом.

Перед добавлением цели давайте сначала укрепим тему, добавив фон. Хотя фоны не являются обязательными для прохождения игры, они, безусловно, добавляют атмосферность и характер в визуальное восприятие продукта.

Выбор забавного фона помогает передать тему игры и делает ее более увлекательной.

Вы также можете нарисовать свои собственные фоны или загрузить любую картинку с компьютера. Чтобы попробовать этот вариант, нажмите соответствующие кнопки в раскрывающемся меню.

Независимо от того, какой вариант вы выберете, постарайтесь согласовать персонаж с фоном.

Поскольку главный герой – русалка, мы использовали фон «Под водой 2».

Шаг 4. Добавляем цель

Теперь давайте добавим в игру цель. Для этого создадим новый спрайт, который будет взаимодействовать с главным героем.

Когда изображения подготовлены, переходим к динамике. В нашей игре русалка будет собирать жемчуг, и каждый раз после очередной находки необходимо, чтобы новая жемчужина появлялась в случайном месте.

Это легко сделать с помощью блока go to random position.

Хотя здесь всего несколько блоков кода, их может оказаться непросто понять. Давайте шаг за шагом разберем этот код:

  1. Вы нажимаете зеленый флаг – игра начинается.
  2. После нажатия жемчужина проверяет, не коснулась (touching) ли ее русалка.
  3. Если это так, то жемчужина переходит на случайную позицию (random position).
  4. Шаги 2 и 3 будут повторяться бесконечно (forever).

Forever – цикл, повторно запускающий любой помещенный в него код, пока игра не остановится. Он гарантирует, что всякий раз, когда русалка касается жемчужины, та отреагирует. Без цикла жемчужина проверила бы это условие только один раз в начале игры.

Все! Теперь игра готова и неплохо работает, но все же чего-то не хватает.

Шаг 5. Дополнительные расширения

Попробуйте подключить дополнительные функции:

  1. Счет (количество собранных предметов).
  2. Таймер (количество оставшегося у игрока на сбор жемчужин времени).
  3. Жизни (количество попыток, чтобы набить побольше очков).

Еще вы можете добавить несколько жемчужин на поле, использовать звуковые блоки Scratch для всевозможных шумов, а также включить анимацию для перемещения.

Единственное ограничение для такого рода расширений – ваше воображение!

Используя эту платформу, дети научатся мыслить творчески и рассуждать систематически, а их родители проведут время с пользой. Надеемся, вам понравилось это пошаговое руководство по созданию базовой игры на Scratch!

Посетите сообщество Scratch, чтобы продемонстрировать проект другим энтузиастам или изучить огромную коллекцию созданных ими видеоигр. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *