Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Самоучитель для начинающих как освоить PHP с нуля за 30 минут

0

PHP (от англ. препроцессор гипертекста) – язык программирования общего назначения, широко используемый в веб-разработке. Сценарии PHP можно внедрять непосредственно в код HTML. В этой статье мы пройдемся по основам программирования на PHP: синтаксису, объявлению переменных, массивам, условным операторам, циклам и функциям. Также запустим двумя способами веб-сервер на локальной машине и соберем страничку из нескольких файлов PHP и фреймворка Bootstrap. В конце статьи приведем список литературы и бесплатные курсы по PHP для новичков.

Редакторы кода

Для удобного кодинга нам понадобится редактор кода (IDE). Популярные:

    (платный, пробная версия на 30 дней); (бесплатно); (бесплатно); (бесплатно).

Как запустить PHP в Atom

Устанавливать PHP на компьютер и запускать веб-сервер мы будем в конце статьи в разделе «Собираем HTML-страницу». А пока для запуска PHP-сценариев достаточно добавить плагин Script в редакторе Atom.

Чтобы запустить PHP-сценарий в Atom перейдем в закладку Packages → Script → Run Script , либо нажмем на клавиши Ctrl + Shift + B (рис. 1).

Рис. 1. Запуск php-скрипта в редакторе Atom

1. Синтаксис

Код в PHP заключается в открывающий <?php и закрывающий ?> теги. Согласно стандарту кодирования PSR-12, закрывающий тег должен быть опущен в файлах, содержащих только код PHP . В конце строки ставят разделитель строк – точку с запятой ; . Если забыть поставить разделитель, то следующая строка кода соединится с предыдущей и интерпретатор PHP выдаст ошибку.

Выведем на экран строку Hello World (заключена в кавычки) с помощью команды echo :

через функцию print :

через функцию printf (выводит отформатированную строку):

или через функцию print_r() , выводящую информацию в удобочитаемом виде:

Чтобы перенести строку используем символ n , который работает только в двойных кавычках:

2. Объявление переменной

PHP – язык со слабой типизацией, то есть перед объявлением переменной не нужно задавать ее тип. Чтобы объявить переменную, перед ее именем ставят знак доллара $ :

переменной animal присвоили значение Сat .

Выведем на экран переменную animal :

Одно значение можно присвоить нескольким переменным:

Комментарии

Однострочный комментарий начинается с двух слешей // или хеш-символа # , а многострочный заключается в /* */ :

3. Типы данных

3.1. Строки

Строка – набор символов, заключенный в одиночные ” или двойные кавычки “” :

Конкатенация строк

Оператор конкатенации точка . соединяет левый и правый аргументы:

Оператор присваивания с конкатенацией .=присоединяет правый аргумент к левому:

Чтобы перенести слово на новую строку воспользуемся символом переноса n , который работает только в двойных кавычках:

3.2. Числа

Целое число (integer) не имеет дробной части:

Число с плавающей точкой

Число с плавающей точкой имеет дробную часть и задается следующий образом:

Чтобы узнать тип переменной воспользуемся функцией gettype() , а для преобразования числа с плавающей точкой в целое число функцией intval() :

Арифметические операторы

Оператор Операция
+ Сложение
Вычитание
* Умножение
/ Деление
% Деление по модулю
** Возведение в степень

Таблица 1. Арифметические операторы

Мы можем сложить два числа через запись $number_one=$number_one + $number_two; или через сокращенную запись $number_one +=$number_two; :

Операторы сравнения

Чтобы сравнить значения используют операторы сравнения, которые возвращают true или false :

Если строка не содержит число, то интерпретатор PHP приводит значение строки к 0. Если в строке есть число и оно стоит после буквенных символов, то значение всей строки также приводится к 0. Е сли число стоит перед буквенными символами, то для сравнении берется только число.

Оператор Значение
$n==$m True, если $n равно $m
$n===$m True, если $n равно $m и имеют одинаковые типы
$n!=$m True, если $n не равна $m
$n <> $m True, если $n не равна $m
$n !==$m True, если отличаются тип или значение переменных
$n < $m True, если $n меньше $m
$n > $m True, если $n больше $m
$n <=$m True, если $n меньше или равна $m
$n >=$m True, если $n больше или равна $m
$n <=> $m Возвращает -1, если $n меньше $m, 0 в случае равенства и 1, если $n больше $m

Таблица 2. Операторы сравнения

Порядок операций

Сначала считается выражение в скобках:

4. Условный оператор if-else

Рис. 2. Условный оператор if в PHP

Оператор if выполняет код, если выполняется условие. В противном случае выполняется код после else, который переводится, как «иначе», «в другом случае».

Синтаксис оператора if-else

Напишем несколько условий с оператором if и if-else :

для проверки дополнительных условий используется оператор elseif :

&& – логический оператор И . В нашем условии проверяемое число должно быть больше четырех и меньше десяти.

Оператор Значение Результат
$n and $m И true, если и $n, и $m true
$n or $m Или true, если или $n, или $m true
$n xor $m Исключающее Или true, если $n, или $m true
! $n Отрицание true, если $n не true
$n && $m И true, если и $n, и $m true
$n || $m Или true, если или $n, или $m true

Таблица 3. Логические операторы

5. Тернарный оператор

Тернарный оператор сокращает запись проверяемого условия и имеет следующий синтаксис:

Проверим, переменная n больше 10 или нет. Если значение n больше 10 , уменьшим значение n на единицу (декремент). В противном случае увеличим на единицу (инкремент).

6. Переключатель switch

Переключатель switch проводит нестрогое сравнение==значений и передает управление соответствующему оператору case . Если значение не совпадает со значением из case , тогда выполняется переход к оператору default .

Синтаксис переключателя switch

Напишем конструкцию из переключателя switch и двух операторов case :

7. Цикл while

Рис. 3. Цикл while в PHP

Оператор while выполняет код до тех пор, пока значение условия не станет ложным.

Синтаксис цикла while

Выведем на экран пять раз слово Hello .

Расшифровка :

while – обозначение цикла.

$m=0 – начальное значение переменной m .

$m < 5 – условие, которое проверяется перед началом цикла.

$m++ – инкрементирование, то есть увеличение переменной на единицу.

echo “Hellon” – вывод на экран слово Hello каждый раз с новой строки n .

Другой способ записи с помощью декремента в условии:

$m– – декрементация, то есть уменьшение значения переменной на единицу. В это примере знак декремента — стоит после переменной, поэтому мы получим четыре итерации (от 4 до 0).

Если поставить оператор декремента перед переменной –$m , то мы получим три итерации (от 4 до 1):

8. Цикл do..while

Цикл do..while выполняется минимум один раз, так как условие выполнения цикла проверяется в конце итерации, а не в начале как в цикле while .

Синтаксис цикла do..while

Напишем цикл, выводящий на экран четыре раза слово Hello :

9. Цикл for

Рис. 4. Цикл for в PHP

Когда нам известно количество итераций, вместо цикла while лучше использовать цикл for .

  1. Инициализирующее выражение выполняется один раз в начале цикла.
  2. Проверяется условие. Если оно истинно, то выполняется тело цикла. Если ложно, то выполнение цикла прерывается.
  3. В конце каждой итерации изменяется счетчик (увеличивается или уменьшается).

Цикл выполняется, до тех пор, пока условие истинно, то есть значение i не станет равным 4:

10. Цикл foreach

Цикл foreach последовательно перебирает элементы массива.

Синтаксис цикла foreach

На каждой итерации переменной присваивается значение текущего элемента последовательности. Переберем все элементы массива и умножим каждый элемент на 3:

11. Массивы

Рис. 5. Индексы элементов в массиве PHP

Массивы – упорядоченная коллекция элементов с доступом по индексу или ключу. Индексный массив создается двумя способами:

Через функцию array() :

и через квадратные скобки []:

echo $a[1] – вывести на экран второй элемент массива.

Нумерация массива начинается с 0 . В нашем случаем элементу массива Cat соответствует порядковый номер 0 , Dog – 1 , 123 – 2 . Для обращения к элементу массива используется следующий синтаксис: $имя_массива[индекс_элемента] .

Рекомендуется объявлять массив через квадратные скобки, так как эта запись компактнее.

Создадим пустой массив:

Добавим в него несколько элементов и выведем на экран его содержимое:

Чтобы добавить новый элемент мы использовали запись $имя_массива[]=новый_элемент . Первый добавленный элемент получает индекс 0 . Индексы следующих элементов увеличиваются на 1 . Можно задать индекс самостоятельно. Для этого в квадратных скобках укажем нужный нам индекс:

При добавлении непронумерованного элемента 5000 , значение его индекса будет на единицу большего максимального значения индекса в массиве – 101 :

Для удаления элемента из массива воспользуемся функцией unset() :

unset($array[2]) – удаление третьего элемента массива.

В качестве индекса также используют строки:

В таком случае мы получаем что-то напоминающее словари в других языках программирования с ключами и значениями. В PHP такой массив называют ассоциативным.

Ассоциативный массив объявляется через символы=> :

Создадим ассоциативный массив:

Для поиска ключа по значению используем функцию array_search():

array_search(‘Cat’ ,$array) – поиск ключа, соответствующего значению Cat в массиве array .

Чтобы подсчитать количество элементов в массиве воспользуемся функцией count() :

Также можно создать многомерный массив:

‘animals’=> [‘Cat’, ‘Dog’] – ключ animals с двумя значениями: Cat и Dog .

‘second_array’=> [5000, 33, [‘third_array’=> [‘Hello’]]] – ключ second_array с тремя значениями: два числа 5000 , 33 и массив, но уже со своим ключем third_array и значением Hello .

12. Функции

Функция – подпрограмма, которая на входе принимает аргументы (бывают функции без входных аргументов), выполняет код и возвращает результат. Функциональное программирование упрощает жизнь программиста, так как не нужно копировать и вставлять фрагменты кода снова и снова. Достаточно обратиться к функции когда нужно и сколько угодно раз.

Существуют встроенные и пользовательские функции. Встроенные функции – print() , print_r() и так далее – придумали разработчики. Пользовательские функции программисты пишут самостоятельно.

Как объявить функцию

function – мы говорим интерпретатору, что отсюда начинается функция.

аргументФункции – переменные, которые передаются функции для выполнения кода.

имяФункции – чтобы вызывать функцию, ей нужно присвоить имя.

return – выдает результат работы функции.

Напишем и вызовем функцию, выводящую на экран фразу Hello, World .

Аргументы функций

До этого мы рассматривали функции без аргументов – переменных, которые функция получает извне. Напишем функцию с аргументами, которая считает сумму трех чисел:

$a , $b , $c – аргументы функции.

13. Собираем HTML-страницу

Чтобы просмотреть HTML-страницу, собранную из нескольких PHP-файлов, установим и запустим веб-сервер, разместим файлы в определенной папке и обратимся к файлу через браузер.

Запуск веб-сервера

Веб-сервер можно запустить несколькими способами:

  1. Через встроенный в PHP веб-сервер.
  2. Через сторонние инструменты: XAMPP , Open Server,Winginx .

Встроенный в PHP веб-сервер

Инструкция для Windows:

  1. Скачаем с официального сайта PHP и распакуем содержимое архива на диск.
  2. Откроем консоль и перейдем в папку с PHP, используя команду cd , например, cd php7 .
  3. Создадим папку page командной mkdir page . В ней будут храниться файлы нашей странички.
  4. Введем в консоли php -S localhost:8000 -t P:php7page . Флаг -S означает, что мы запускаем сервер по адресу localhost на 8000 порту. Флаг -t указывает путь к корневой директории.

Инструкция для Ubuntu:

  1. Установим PHP командой sudo apt install php libapache2-mod-php php-mysql .
  2. Создадим в домашней директории папку page .
  3. Введем в консоли php -S localhost:8000 -t /home/USERNAME/page .

Чтобы проверить запущен ли сервер, перейдем по адресу http://localhost:8000/:

Рис. 6. Запуск встроенного в PHP веб-сервера

Если мы получили ошибку 404, значит сервер запущен.

XAMPP

Скачаем и установим XAMPP . В папке C:xampphtdocs создадим папку нашей странички page . Запустим веб-сервер Apache, кликнув по кнопке Start . Узнаем версию PHP, введя в консоли (Shell) команду php -v .

Рис. 7. Запуск сервера с помощью XAMPP

Проверим, запущен ли сервер, перейдя по адресу http://localhost/ . Если появилось приветственное сообщение, значит сервер запущен.

Рис. 8. Запуск сервера с помощью XAMPP на Windows

14. Собираем страничку

Теперь создадим несколько PHP-файлов, из которых соберем страничку. Перейдем в папку page и создадим четыре файла: index.php , header.php , body.php , footer.php .

Структура простого HTML-документа выглядит следующим образом:

Воспользуемся фреймворком Bootstrap, чтобы ускорить создание странички. Скачивать ничего не нужно, просто вставим ссылку на Bootstrap в тег <head> :

Откроем файл header.php и вставим в него следующий код:

в файл footer.php :

в файл index.php :

include – инструкция, которая подключает к PHP-сценарию другие сценарии. Также сценарии подключают с помощью инструкций require , include_once и require_once . Они отличаются по реакции на отсутствие подключаемого файла.

Откроем страницу, перейдя на http://localhost:8000/ или http://localhost/page/ . Должно получиться как на рис. 9.

Рис. 9. HTML-страница, собранная из php-файлов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *