PHP (от англ. препроцессор гипертекста) – язык программирования общего назначения, широко используемый в веб-разработке. Сценарии PHP можно внедрять непосредственно в код HTML. В этой статье мы пройдемся по основам программирования на PHP: синтаксису, объявлению переменных, массивам, условным операторам, циклам и функциям. Также запустим двумя способами веб-сервер на локальной машине и соберем страничку из нескольких файлов PHP и фреймворка Bootstrap. В конце статьи приведем список литературы и бесплатные курсы по PHP для новичков.
Редакторы кода
Для удобного кодинга нам понадобится редактор кода (IDE). Популярные:
- (платный, пробная версия на 30 дней); (бесплатно); (бесплатно); (бесплатно).
Как запустить PHP в Atom
Устанавливать PHP на компьютер и запускать веб-сервер мы будем в конце статьи в разделе «Собираем HTML-страницу». А пока для запуска PHP-сценариев достаточно добавить плагин Script в редакторе Atom.
Чтобы запустить PHP-сценарий в Atom перейдем в закладку Packages → Script → Run Script , либо нажмем на клавиши Ctrl + Shift + B (рис. 1).
Рис. 1. Запуск php-скрипта в редакторе Atom
1. Синтаксис
Код в PHP заключается в открывающий <?php и закрывающий ?> теги. Согласно стандарту кодирования PSR-12, закрывающий тег должен быть опущен в файлах, содержащих только код PHP . В конце строки ставят разделитель строк – точку с запятой ; . Если забыть поставить разделитель, то следующая строка кода соединится с предыдущей и интерпретатор PHP выдаст ошибку.
Выведем на экран строку Hello World (заключена в кавычки) с помощью команды echo :
через функцию print :
через функцию printf (выводит отформатированную строку):
или через функцию print_r() , выводящую информацию в удобочитаемом виде:
Чтобы перенести строку используем символ n , который работает только в двойных кавычках:
2. Объявление переменной
PHP – язык со слабой типизацией, то есть перед объявлением переменной не нужно задавать ее тип. Чтобы объявить переменную, перед ее именем ставят знак доллара $ :
переменной animal присвоили значение Сat .
Выведем на экран переменную animal :
Одно значение можно присвоить нескольким переменным:
Комментарии
Однострочный комментарий начинается с двух слешей // или хеш-символа # , а многострочный заключается в /* */ :
3. Типы данных
3.1. Строки
Строка – набор символов, заключенный в одиночные ” или двойные кавычки “” :
Конкатенация строк
Оператор конкатенации точка . соединяет левый и правый аргументы:
Оператор присваивания с конкатенацией .=присоединяет правый аргумент к левому:
Чтобы перенести слово на новую строку воспользуемся символом переноса n , который работает только в двойных кавычках:
3.2. Числа
Целое число (integer) не имеет дробной части:
Число с плавающей точкой
Число с плавающей точкой имеет дробную часть и задается следующий образом:
Чтобы узнать тип переменной воспользуемся функцией gettype() , а для преобразования числа с плавающей точкой в целое число функцией intval() :
Арифметические операторы
Оператор | Операция |
+ | Сложение |
– | Вычитание |
* | Умножение |
/ | Деление |
% | Деление по модулю |
** | Возведение в степень |
Таблица 1. Арифметические операторы
Мы можем сложить два числа через запись $number_one=$number_one + $number_two; или через сокращенную запись $number_one +=$number_two; :
Операторы сравнения
Чтобы сравнить значения используют операторы сравнения, которые возвращают true или false :
Если строка не содержит число, то интерпретатор PHP приводит значение строки к 0. Если в строке есть число и оно стоит после буквенных символов, то значение всей строки также приводится к 0. Е сли число стоит перед буквенными символами, то для сравнении берется только число.
Оператор | Значение |
$n==$m | True, если $n равно $m |
$n===$m | True, если $n равно $m и имеют одинаковые типы |
$n!=$m | True, если $n не равна $m |
$n <> $m | True, если $n не равна $m |
$n !==$m | True, если отличаются тип или значение переменных |
$n < $m | True, если $n меньше $m |
$n > $m | True, если $n больше $m |
$n <=$m | True, если $n меньше или равна $m |
$n >=$m | True, если $n больше или равна $m |
$n <=> $m | Возвращает -1, если $n меньше $m, 0 в случае равенства и 1, если $n больше $m |
Таблица 2. Операторы сравнения
Порядок операций
Сначала считается выражение в скобках:
4. Условный оператор if-else
Рис. 2. Условный оператор if в PHP
Оператор if выполняет код, если выполняется условие. В противном случае выполняется код после else, который переводится, как «иначе», «в другом случае».
Синтаксис оператора if-else
Напишем несколько условий с оператором if и if-else :
для проверки дополнительных условий используется оператор elseif :
&& – логический оператор И . В нашем условии проверяемое число должно быть больше четырех и меньше десяти.
Оператор | Значение | Результат |
$n and $m | И | true, если и $n, и $m true |
$n or $m | Или | true, если или $n, или $m true |
$n xor $m | Исключающее Или | true, если $n, или $m true |
! $n | Отрицание | true, если $n не true |
$n && $m | И | true, если и $n, и $m true |
$n || $m | Или | true, если или $n, или $m true |
Таблица 3. Логические операторы
5. Тернарный оператор
Тернарный оператор сокращает запись проверяемого условия и имеет следующий синтаксис:
Проверим, переменная n больше 10 или нет. Если значение n больше 10 , уменьшим значение n на единицу (декремент). В противном случае увеличим на единицу (инкремент).
6. Переключатель switch
Переключатель switch проводит нестрогое сравнение==значений и передает управление соответствующему оператору case . Если значение не совпадает со значением из case , тогда выполняется переход к оператору default .
Синтаксис переключателя switch
Напишем конструкцию из переключателя switch и двух операторов case :
7. Цикл while
Рис. 3. Цикл while в PHP
Оператор while выполняет код до тех пор, пока значение условия не станет ложным.
Синтаксис цикла while
Выведем на экран пять раз слово Hello .
Расшифровка :
while – обозначение цикла.
$m=0 – начальное значение переменной m .
$m < 5 – условие, которое проверяется перед началом цикла.
$m++ – инкрементирование, то есть увеличение переменной на единицу.
echo “Hellon” – вывод на экран слово Hello каждый раз с новой строки n .
Другой способ записи с помощью декремента в условии:
$m– – декрементация, то есть уменьшение значения переменной на единицу. В это примере знак декремента — стоит после переменной, поэтому мы получим четыре итерации (от 4 до 0).
Если поставить оператор декремента перед переменной –$m , то мы получим три итерации (от 4 до 1):
8. Цикл do..while
Цикл do..while выполняется минимум один раз, так как условие выполнения цикла проверяется в конце итерации, а не в начале как в цикле while .
Синтаксис цикла do..while
Напишем цикл, выводящий на экран четыре раза слово Hello :
9. Цикл for
Рис. 4. Цикл for в PHP
Когда нам известно количество итераций, вместо цикла while лучше использовать цикл for .
- Инициализирующее выражение выполняется один раз в начале цикла.
- Проверяется условие. Если оно истинно, то выполняется тело цикла. Если ложно, то выполнение цикла прерывается.
- В конце каждой итерации изменяется счетчик (увеличивается или уменьшается).
Цикл выполняется, до тех пор, пока условие истинно, то есть значение i не станет равным 4:
10. Цикл foreach
Цикл foreach последовательно перебирает элементы массива.
Синтаксис цикла foreach
На каждой итерации переменной присваивается значение текущего элемента последовательности. Переберем все элементы массива и умножим каждый элемент на 3:
11. Массивы
Рис. 5. Индексы элементов в массиве PHP
Массивы – упорядоченная коллекция элементов с доступом по индексу или ключу. Индексный массив создается двумя способами:
Через функцию array() :
и через квадратные скобки []:
echo $a[1] – вывести на экран второй элемент массива.
Нумерация массива начинается с 0 . В нашем случаем элементу массива Cat соответствует порядковый номер 0 , Dog – 1 , 123 – 2 . Для обращения к элементу массива используется следующий синтаксис: $имя_массива[индекс_элемента] .
Рекомендуется объявлять массив через квадратные скобки, так как эта запись компактнее.
Создадим пустой массив:
Добавим в него несколько элементов и выведем на экран его содержимое:
Чтобы добавить новый элемент мы использовали запись $имя_массива[]=новый_элемент . Первый добавленный элемент получает индекс 0 . Индексы следующих элементов увеличиваются на 1 . Можно задать индекс самостоятельно. Для этого в квадратных скобках укажем нужный нам индекс:
При добавлении непронумерованного элемента 5000 , значение его индекса будет на единицу большего максимального значения индекса в массиве – 101 :
Для удаления элемента из массива воспользуемся функцией unset() :
unset($array[2]) – удаление третьего элемента массива.
В качестве индекса также используют строки:
В таком случае мы получаем что-то напоминающее словари в других языках программирования с ключами и значениями. В PHP такой массив называют ассоциативным.
Ассоциативный массив объявляется через символы=> :
Создадим ассоциативный массив:
Для поиска ключа по значению используем функцию array_search():
array_search(‘Cat’ ,$array) – поиск ключа, соответствующего значению Cat в массиве array .
Чтобы подсчитать количество элементов в массиве воспользуемся функцией count() :
Также можно создать многомерный массив:
‘animals’=> [‘Cat’, ‘Dog’] – ключ animals с двумя значениями: Cat и Dog .
‘second_array’=> [5000, 33, [‘third_array’=> [‘Hello’]]] – ключ second_array с тремя значениями: два числа 5000 , 33 и массив, но уже со своим ключем third_array и значением Hello .
12. Функции
Функция – подпрограмма, которая на входе принимает аргументы (бывают функции без входных аргументов), выполняет код и возвращает результат. Функциональное программирование упрощает жизнь программиста, так как не нужно копировать и вставлять фрагменты кода снова и снова. Достаточно обратиться к функции когда нужно и сколько угодно раз.
Существуют встроенные и пользовательские функции. Встроенные функции – print() , print_r() и так далее – придумали разработчики. Пользовательские функции программисты пишут самостоятельно.
Как объявить функцию
function – мы говорим интерпретатору, что отсюда начинается функция.
аргументФункции – переменные, которые передаются функции для выполнения кода.
имяФункции – чтобы вызывать функцию, ей нужно присвоить имя.
return – выдает результат работы функции.
Напишем и вызовем функцию, выводящую на экран фразу Hello, World .
Аргументы функций
До этого мы рассматривали функции без аргументов – переменных, которые функция получает извне. Напишем функцию с аргументами, которая считает сумму трех чисел:
$a , $b , $c – аргументы функции.
13. Собираем HTML-страницу
Чтобы просмотреть HTML-страницу, собранную из нескольких PHP-файлов, установим и запустим веб-сервер, разместим файлы в определенной папке и обратимся к файлу через браузер.
Запуск веб-сервера
Веб-сервер можно запустить несколькими способами:
- Через встроенный в PHP веб-сервер.
- Через сторонние инструменты: XAMPP , Open Server,Winginx .
Встроенный в PHP веб-сервер
Инструкция для Windows:
- Скачаем с официального сайта PHP и распакуем содержимое архива на диск.
- Откроем консоль и перейдем в папку с PHP, используя команду cd , например, cd php7 .
- Создадим папку page командной mkdir page . В ней будут храниться файлы нашей странички.
- Введем в консоли php -S localhost:8000 -t P:php7page . Флаг -S означает, что мы запускаем сервер по адресу localhost на 8000 порту. Флаг -t указывает путь к корневой директории.
Инструкция для Ubuntu:
- Установим PHP командой sudo apt install php libapache2-mod-php php-mysql .
- Создадим в домашней директории папку page .
- Введем в консоли php -S localhost:8000 -t /home/USERNAME/page .
Чтобы проверить запущен ли сервер, перейдем по адресу http://localhost:8000/:
Рис. 6. Запуск встроенного в PHP веб-сервера
Если мы получили ошибку 404, значит сервер запущен.
XAMPP
Скачаем и установим XAMPP . В папке C:xampphtdocs создадим папку нашей странички page . Запустим веб-сервер Apache, кликнув по кнопке Start . Узнаем версию PHP, введя в консоли (Shell) команду php -v .
Рис. 7. Запуск сервера с помощью XAMPP
Проверим, запущен ли сервер, перейдя по адресу http://localhost/ . Если появилось приветственное сообщение, значит сервер запущен.
Рис. 8. Запуск сервера с помощью XAMPP на Windows
14. Собираем страничку
Теперь создадим несколько PHP-файлов, из которых соберем страничку. Перейдем в папку page и создадим четыре файла: index.php , header.php , body.php , footer.php .
Структура простого HTML-документа выглядит следующим образом:
Воспользуемся фреймворком Bootstrap, чтобы ускорить создание странички. Скачивать ничего не нужно, просто вставим ссылку на Bootstrap в тег <head> :
Откроем файл header.php и вставим в него следующий код:
в файл footer.php :
в файл index.php :
include – инструкция, которая подключает к PHP-сценарию другие сценарии. Также сценарии подключают с помощью инструкций require , include_once и require_once . Они отличаются по реакции на отсутствие подключаемого файла.
Откроем страницу, перейдя на http://localhost:8000/ или http://localhost/page/ . Должно получиться как на рис. 9.
Рис. 9. HTML-страница, собранная из php-файлов