Готовитесь к собеседованию на позицию Python-джуниора? Подборка важных вопросов по Python с объяснением и полезными ссылками вам поможет.

15 вопросов по Python

Python надежно занял место в пятерке самых популярных языков программирования. Кажется, в ближайшее время он не собирается сдавать позиции. Число разработчиков растет быстрее, чем количество рабочих мест для них. Чтобы получить должность джуниора в хорошей компании, важно отлично показать себя на собеседовании. Итак, что же должен знать начинающий Python-программист по мнению работодателя.

О Питоне в двух словах

Разумеется, отправляясь на интервью по Python, соискатель должен иметь общее представление об этом языке программирования.

Мировые IT-лидеры, такие как Google и Dropbox, активно используют Python в своих проектах. Причина популярности кроется в его простоте и мощности.

Прежде всего, язык эффективен в активно развивающихся сферах веб-разработки, машинного обучения и big data. На нем создаются игры и научные модели. Также он с успехом применяется в системном администрировании и автоматизации задач.

Топ-5 самых популярных языков программирования

Python относится к интерпретируемым языкам и не требует компиляции. Обработчик проходит по Python-коду построчно и сразу его выполняет. Это облегчает отладку, но может негативно отражаться на скорости работы. Самый известный интерпретатор называется CPython.

Официально язык поддерживает ООП. Но в то же время в нем имеются средства для функционального программирования. Так что Python не ограничивает разработчика в парадигмах.

10 базовых вопросов по Python

Прежде всего, программист должен хорошо знать свой рабочий инструмент и его возможности. В противном случае придется изобретать велосипеды и тратить время на поиски очевидных решений. Чтобы показать себя в лучшем свете на собеседовании, просмотрите еще раз справочники по Python.

Базовые вопросы по Python

Изменяемые и неизменяемые типы данных

Все данные относятся к одному из двух типов – неизменяемые или изменяемые. Очевидно, что первые в конце программы выглядят точно так же, как и в начале. К ним относятся числа, строки и кортежи. С другой стороны, списки и словари могут измениться в процессе работы. Например, добавятся или удалятся элементы.

Когда данные передаются в функцию, способ их обработки зависит от типа. Например, для неизменяемых чисел создается независимая копия. Следовательно, любое преобразование внутри функции не повлияет на исходное число. И наоборот, вместо изменяемого списка передается указатель на то место в памяти, где он хранится. Таким образом, все трансформации повлияют на внешний объект.

Первый вызов функции foo предсказуемо выведет список, состоящий из одного элемента 1. Однако если вы ожидаете такого же результата от второго и третьего вызовов, то будете удивлены. На самом деле, вывод будет следующим:

Так происходит, потому что при первом вызове в памяти создается пустой список a. Именно к нему функция будет обращаться и дальше, если не получит собственный аргумент. Так как список не копируется, а передается по ссылке, он будет изменяться.

Эту концепцию важно понять, чтобы не допускать подобных ошибок. Их сложно отследить в процессе отладки, поэтому приходится тратить много времени на поиск проблемы.

Хеширование

Хеш-таблицы – это особые структуры данных, подобные ассоциативным массивам. Ключами в них могут выступать не только числа, но и другие объекты. Однако есть одно важное условие. Для каждого ключа требуется вычислить особый уникальный код. Этим занимаются специальные функции.

Хеш-функция в Python

Хеш-функции получают на входе данные разного объема, а возвращают хеш фиксированной длины. Набор данных может пройти через такую функцию много раз, но результат для него будет одинаковым. И наоборот, для наборов, отличающихся хотя бы одним символом, коды всегда разные.

Не каждую порцию данных можно хешировать. Возьмем, например, список, изменяющийся в процессе работы программы. В разные моменты времени его хеш будет разным.

Часто говорят, что изменяемые объекты Python в принципе нельзя хешировать, а неизменяемые – всегда можно. На самом деле, возможность хешировать объект и его неизменяемость – понятия разные.

Лучше разобраться в концепции поможет видео:

Виды строк

Оперировать строками в Python – одно удовольствие, так как язык предоставляет для них множество удобных методов. Также имеется поддержка “сырых” строк и строковых литералов.

Чтобы строка стала “сырой”, перед ней необходимо поставить символ r в любом регистре:

В такой строке отключается экранирование. Это значит, что обратная косая черта считается самостоятельным символом. Основное применение сырых строк – работа с регулярными выражениями.

Строковые литералы заключаются в тройные кавычки или апострофы. С их помощью удобно обрабатывать большие блоки текста, например, HTML-код, так как их можно разбить на несколько строк. Экранирование кавычек внутри литерала не требуется.

Этот код выведет все, что находится между тройными апострофами. При этом кавычки в значении атрибута и переносы строк сохранятся.

Лямбда-выражения

Лямбды пришли в Python из языка Lisp. Это простые анонимные функции, записанные в одну строку. Их можно объявить даже там, где нельзя воспользоваться инструкцией def . Например, эти выражения часто используются в методах filter и map .

Списки

Многие программисты испытывают сложности с пониманием списков. Однако, это очень важная тема, и в ней необходимо разобраться.

Вот небольшая задачка по python-спискам для тренировки мозга:

Определите, что находится в каждой переменной, и сравните свои предположения с ответом.

Если эти преобразования вам непонятны, потратьте на них немного времени.

Итераторы и генераторы

Итератор – это интерфейс, который позволяет перебирать элементы последовательности. Он используется, например, в цикле for . in . , но этот механизм скрыт от глаз разработчика. При желании итератор можно получить “в сыром виде”, воспользовавшись функцией iter() .

Чтобы получить следующий элемент коллекции или строки, нужно передать итератор функции next() .

Под капотом функциональность реализуется в методах __iter__ и __next__ .

Итераторы в Python

Пример простого итератора:

На базе итераторов в языке появились новые элементы синтаксического сахара: выражения-генераторы и генераторы коллекций. Они позволяют устанавливать условия для отбора.

В этом примере из списка чисел отбираются четные, а в финальную коллекцию вносятся их квадраты.

Выражения-генераторы не создают целый список заданной длины сразу, а добавляют элементы по мере необходимости.

Очевидно, что генераторы могут выполнять работу функций map и filter . Более того, они справляются с этой задачей эффективнее.

*args и **kwargs

Иногда нельзя предсказать, сколько аргументов получит функция. Чтобы обработать их, используются специальные конструкции *args и **kwargs.

На самом деле, названия переменных – args, kwargs – это просто соглашение. Важны здесь только звездочки. Они обозначают сборку аргументов в коллекцию (список или словарь). Одна звездочка предназначена для обычных аргументов, две – для именованных.

Можно заменить *args на *vars, а **kwargs на **options или другое слово. Программа будет работать так, как ожидается. Однако, другие разработчики могут вас не понять.

Конструкции *args и **kwargs можно использовать как самостоятельно, так и в комбинации с любым количеством обычных аргументов. Например, в коде выше первый параметр farg обрабатывается отдельно, а все остальные собираются в коллекцию.

Декораторы

Функции и классы в Python – объекты удобные. Они сами могут быть входящими и исходящими аргументами функций. Это свойство можно использовать, чтобы сделать жизнь разработчика немного приятнее.

Смысл паттерна Декоратор заключается в том, что некоторая функция заворачивается в другую функцию, приобретая от нее новые возможности. Например, так можно вести логи, вводить пред- и постусловия, добавлять методы для классов.

Декораторы в Python – это, по сути, синтаксический сахар. Для их обозначения используется символ @ .

Декораторы в Python

Код ниже описывает обычный вариант приготовления сэндвича. Нужно взять что-нибудь мясное, обложить с двух сторон овощами и положить в булку.

Изначально функция sandwich только печатает начинку, а затем она становится полноценным бутербродом. То же самое можно сделать чуть проще:

Вместо привычного синтаксиса вызова функции, используются два декоратора, которые оборачивают исходный сэндвич. Название остается прежним, но результат работы уже другой.

В Python есть несколько встроенных декораторов, например, @classmethod , @staticmethod , @property .

Исключения

При анализе или исполнении кода иногда возникают ошибки или исключения. Например, это может произойти при попытке чтения файла, которого не существует. Хороший разработчик должен уметь ловить и обрабатывать их.

В Питоне определен главный класс BaseException, от которого наследуются все остальные классы ошибок. У него есть четыре прямых наследника:

  • SystemExit – произошел выход из программы.
  • KeyboardInterrupt – пользователь прервал выполнение программы (комбинация Ctrl+C).
  • GeneratorExit – завершена работа объекта generator.
  • Exception – родительский класс для пользовательских исключений.

python exceptions

От класса Exception наследуется больше десятка различных ошибок, которые может обработать программист. Вот лишь некоторые из них:

  • IOError – ошибка ввода-вывода, например, “файл не найден”.
  • ImportError – ошибка импорта модуля.
  • IndexError – обращение к несуществующему индексу последовательности.
  • OSError – ошибка системы.
  • SyntaxError – синтаксическая ошибка.
  • TypeError – ошибка типа данных, например, функция вызывается с неподходящим по типу аргументом.
  • ZeroDivisionError – деление на ноль.

Чтобы поймать и обработать исключения, нужно использовать конструкцию try – except – finally .

В блоке try размещается код, который должен быть выполнен. Блок except дает возможность поймать и обработать нужные ошибки. При необходимости можно добавить еще инструкцию finally , которая выполнится в любом случае.

В Python изначально заложена поддержка ООП, метаклассов, наследования, включая множественное, и инкапсуляции.

Пример наследования в Python:

Наследование в Python

В коде определяется родительский класс Animal с базовой реализацией методов say() и swim() . У Animal есть два наследника: Cat и Dog .

Дочерние классы дополняют методы родителя собственным поведением. Чтобы сделать это, им приходится вызывать метод суперкласса с помощью функции super() .

Класс CatDog демонстрирует пример множественного наследования в Python. Он берет лучшее от обоих родителей: плавает как Dog и говорит на двух языках.

5 вопросов о Python-технологиях

Потоки

Вопрос о потоках – один из самых животрепещущих в сообществе. Поэтому вполне можно ожидать, что он прозвучит на собеседовании по Python.

Работа нескольких потоков иногда заканчивается конфликтом. Чтобы защититься от этого, CPython использует технологию Global Interpreter Lock.

Глобальный блокировщик следит за тем, чтобы активен был всегда только один поток. По сути, он просто запрещает параллельность. Хотя такой подход очень упрощает работу, он фактически убирает все преимущества многопоточной модели. Например, нельзя ускорить программу, разделив один поток на несколько. Python-сообщество неоднократно просило убрать GIL, однако, создатель языка решил оставить все как есть.

Многопоточность в Python

Впрочем, иногда потоки нужны. Например, на них можно переложить загрузку файлов с сервера. Для этого в Python используется модуль threading.

Код ниже демонстрирует добавление функции clock в поток.

Асинхронность

Асинхронность – еще один способ выполнения нескольких задач сразу. Она предлагает решать проблему с помощью функций обратного вызова (callback).

Встретив в коде блокирующий запрос, интерпретатор вешает на него сигнальный маячок и идет дальше. Когда запрос завершится, маячок подаст сигнал. В этот момент обработчик вернется, получит результат и вызовет коллбэк.

В Python есть несколько асинхронных библиотек. Самые популярные из них – стандартная AsyncIO и Tornado.

В последних версиях языка появились новые синтаксические конструкции async и await.

Тестирование

В Python есть стандартный модуль unittest. Он позволяет объединять тесты в группы, настраивать и автоматизировать их. Дополнение Mock дает возможность использовать mock-объекты, что облегчает тестирование.

Отладка

Python-код можно и нужно отлаживать. Для этого в языке есть специальный интерактивный дебаггер pdb.

Расширения на C/C++

Интерпретатор CPython позволяет внедрять в программы расширения, которые написаны на C и C++. Разработчик может оптимизировать код и пользоваться библиотеками языка C. Кроме того, можно управлять ресурсами на низком уровне.

Другие вопросы

Список из 15 вопросов по Python не является исчерпывающим.

Многое зависит от специфики компании, которая проводит интервью. Где-то требуется знание популярных фреймворков, например, Django. В другом месте важно понимать основы взаимодействия с базами данных.

Тем не менее вопросы охватывают большую часть знаний, которые нужны разработчику. Разобравшись в них, вы улучшите свои шансы на успех.

Вероятно, вам предложат задачи по Python. Чтобы решить их, нужна не только хорошая теоретическая подготовка, но и практика. Начните с простых упражнений и постепенно поднимайте свой уровень.

Вы пропустили

AEGIS Algorithms Android Angular Apache Airflow Apache Druid Apache Flink Apache Spark API API Canvas AppSec Architecture Artificial Intelligence Astro Authentication Authorization AutoGPT AWS AWS Aurora AWS Boto3 AWS EC2 AWS Lambda Azure Babylon.js Backend bash Beautiful Soup Bento UI Big Data Binary Tree Browser API Bun Career Cassandra Charts ChatGPT Chrome Extension Clean Code CLI ClickHouse Coding Codux Combine Compose Computer Context Fusion Copilot Cosmo Route CProgramming cron Cryptography CSS CTF Cypress DALL-E Data Analysis Data science Database dbt dbt Cloud deno Design Design Patterns Detekt Development Distributed Systems Django Docker Docker Hub Drizzle DRY DuckDB Express FastAPI Flask Flutter For Beginners Front End Development Game Development GCN GCP Geospatial Git GitHub Actions GitHub Pages Gitlab GMS GoFr Golang Google Google Sheets Google Wire GPT-3 GPT3 Gradio Gradle Grafana Graphic Design GraphQL gRPC Guidance HMS Hotwire HTML Huawei HuggingFace IndexedDB InfoSec Interview iOS Jackknife Java JavaScript Jetpack Compose JSON Kafka Kotlin Kubernetes LangChain Laravel Linux LlaMA LLM localStorage Logging Machine Learning Magento Math Mermaid Micro Frontends Mobile Mobile App Development mondayDB MongoDB Mongoose MySQL Naming NestJS NET NetMock Networks NextJS NLP Node.js Nodejs NoSQL NPM OOP OpenAI OTP Pandas PDF PHP Playwright Plotly Polars PostgreSQL Prefect Productivity Programming Prometheus Puppeteer Pushover Python Pytorch Quarkus Rabbitmq RAG Ramda Raspberry Pi React React Native Reactor Redis REST API Revolut Riverpod RProgramming Ruby Ruby on Rails Rust Scalene SCDB ScyllaDB Selenium Servers Sklearn SLO SnowFlake Snowkase Software Architecture Software Development Solara Solid Spring Boot SQL SQLite Streamlit SudoLang Supabase Swift SwiftUI Tailwind CSS Taipy Terraform Testing Transformers TURN TypeScript Ubuntu UI Design Unix UX UX Design Vim Vite VSCode Vue Web Architecture Web Components Web Development Web Frameworks Web Scraping Web-разработка Webassembly Websocket Whisper Widgets WordPress YAML YouTube Zed Наука о данных Разное Тренды

Современный подход к разработке с использованием Next.js