Самоучитель для начинающих как освоить PHP с нуля за 30 минут

Самоучитель для начинающих как освоить PHP с нуля за 30 минут

PHP (от англ. препроцессор гипертекста) – язык программирования общего назначения, широко используемый в веб-разработке. Сценарии PHP можно внедрять непосредственно в код HTML. В этой статье мы пройдемся по основам программирования на PHP: синтаксису, объявлению переменных, массивам, условным операторам, циклам и функциям. Также запустим двумя способами веб-сервер на локальной машине и соберем страничку из нескольких файлов PHP и фреймворка Bootstrap. В конце статьи приведем список литературы и бесплатные курсы по PHP для новичков.

Редакторы кода

Для удобного кодинга нам понадобится редактор кода (IDE). Популярные:

    (платный, пробная версия на 30 дней); (бесплатно); (бесплатно); (бесплатно).

Как запустить PHP в Atom

Устанавливать PHP на компьютер и запускать веб-сервер мы будем в конце статьи в разделе «Собираем HTML-страницу». А пока для запуска PHP-сценариев достаточно добавить плагин Script в редакторе Atom.

Чтобы запустить PHP-сценарий в Atom перейдем в закладку Packages → Script → Run Script , либо нажмем на клавиши Ctrl + Shift + B (рис. 1).

Рис. 1. Запуск php-скрипта в редакторе AtomРис. 1. Запуск php-скрипта в редакторе Atom

1. Синтаксис

Код в PHP заключается в открывающий <?php и закрывающий ?> теги. Согласно стандарту кодирования PSR-12, закрывающий тег должен быть опущен в файлах, содержащих только код PHP . В конце строки ставят разделитель строк – точку с запятой ; . Если забыть поставить разделитель, то следующая строка кода соединится с предыдущей и интерпретатор PHP выдаст ошибку.

Выведем на экран строку Hello World (заключена в кавычки) с помощью команды echo :

через функцию print :

через функцию printf (выводит отформатированную строку):

или через функцию print_r() , выводящую информацию в удобочитаемом виде:

Чтобы перенести строку используем символ \n , который работает только в двойных кавычках:

2. Объявление переменной

PHP – язык со слабой типизацией, то есть перед объявлением переменной не нужно задавать ее тип. Чтобы объявить переменную, перед ее именем ставят знак доллара $ :

переменной animal присвоили значение Сat .

Выведем на экран переменную animal :

Одно значение можно присвоить нескольким переменным:

Комментарии

Однострочный комментарий начинается с двух слешей // или хеш-символа # , а многострочный заключается в /* */ :

3. Типы данных

3.1. Строки

Строка – набор символов, заключенный в одиночные ” или двойные кавычки “” :

Конкатенация строк

Оператор конкатенации точка . соединяет левый и правый аргументы:

Оператор присваивания с конкатенацией .= присоединяет правый аргумент к левому:

Чтобы перенести слово на новую строку воспользуемся символом переноса \n , который работает только в двойных кавычках:

3.2. Числа

Целое число (integer) не имеет дробной части:

Число с плавающей точкой

Число с плавающей точкой имеет дробную часть и задается следующий образом:

Чтобы узнать тип переменной воспользуемся функцией gettype() , а для преобразования числа с плавающей точкой в целое число функцией intval() :

Арифметические операторы

Оператор Операция
+ Сложение
Вычитание
* Умножение
/ Деление
% Деление по модулю
** Возведение в степень

Таблица 1. Арифметические операторы

Мы можем сложить два числа через запись $number_one = $number_one + $number_two; или через сокращенную запись $number_one += $number_two; :

Операторы сравнения

Чтобы сравнить значения используют операторы сравнения, которые возвращают true или false :

Если строка не содержит число, то интерпретатор PHP приводит значение строки к 0. Если в строке есть число и оно стоит после буквенных символов, то значение всей строки также приводится к 0. Е сли число стоит перед буквенными символами, то для сравнении берется только число.

Оператор Значение
$n == $m True, если $n равно $m
$n === $m True, если $n равно $m и имеют одинаковые типы
$n! = $m True, если $n не равна $m
$n <> $m True, если $n не равна $m
$n !== $m True, если отличаются тип или значение переменных
$n < $m True, если $n меньше $m
$n > $m True, если $n больше $m
$n <= $m True, если $n меньше или равна $m
$n >= $m True, если $n больше или равна $m
$n <=> $m Возвращает -1, если $n меньше $m, 0 в случае равенства и 1, если $n больше $m

Таблица 2. Операторы сравнения

Порядок операций

Сначала считается выражение в скобках:

4. Условный оператор if-else

Рис. 2. Условный оператор if в PHPРис. 2. Условный оператор if в PHP

Оператор if выполняет код, если выполняется условие. В противном случае выполняется код после else, который переводится, как «иначе», «в другом случае».

Синтаксис оператора if-else

Напишем несколько условий с оператором if и if-else :

для проверки дополнительных условий используется оператор elseif :

&& – логический оператор И . В нашем условии проверяемое число должно быть больше четырех и меньше десяти.

Оператор Значение Результат
$n and $m И true, если и $n, и $m true
$n or $m Или true, если или $n, или $m true
$n xor $m Исключающее Или true, если $n, или $m true
! $n Отрицание true, если $n не true
$n && $m И true, если и $n, и $m true
$n || $m Или true, если или $n, или $m true

Таблица 3. Логические операторы

5. Тернарный оператор

Тернарный оператор сокращает запись проверяемого условия и имеет следующий синтаксис:

Проверим, переменная n больше 10 или нет. Если значение n больше 10 , уменьшим значение n на единицу (декремент). В противном случае увеличим на единицу (инкремент).

6. Переключатель switch

Переключатель switch проводит нестрогое сравнение == значений и передает управление соответствующему оператору case . Если значение не совпадает со значением из case , тогда выполняется переход к оператору default .

Синтаксис переключателя switch

Напишем конструкцию из переключателя switch и двух операторов case :

7. Цикл while

Рис. 3. Цикл while в PHPРис. 3. Цикл while в PHP

Оператор while выполняет код до тех пор, пока значение условия не станет ложным.

Синтаксис цикла while

Выведем на экран пять раз слово Hello .

Расшифровка :

while – обозначение цикла.

$m = 0 – начальное значение переменной m .

$m < 5 – условие, которое проверяется перед началом цикла.

$m++ – инкрементирование, то есть увеличение переменной на единицу.

echo “Hello\n” – вывод на экран слово Hello каждый раз с новой строки \n .

Другой способ записи с помощью декремента в условии:

$m– – декрементация, то есть уменьшение значения переменной на единицу. В это примере знак декремента — стоит после переменной, поэтому мы получим четыре итерации (от 4 до 0).

Если поставить оператор декремента перед переменной –$m , то мы получим три итерации (от 4 до 1):

8. Цикл do..while

Цикл do..while выполняется минимум один раз, так как условие выполнения цикла проверяется в конце итерации, а не в начале как в цикле while .

Синтаксис цикла do..while

Напишем цикл, выводящий на экран четыре раза слово Hello :

9. Цикл for

Рис. 4. Цикл for в PHPРис. 4. Цикл for в PHP

Когда нам известно количество итераций, вместо цикла while лучше использовать цикл for .

  1. Инициализирующее выражение выполняется один раз в начале цикла.
  2. Проверяется условие. Если оно истинно, то выполняется тело цикла. Если ложно, то выполнение цикла прерывается.
  3. В конце каждой итерации изменяется счетчик (увеличивается или уменьшается).

Цикл выполняется, до тех пор, пока условие истинно, то есть значение i не станет равным 4:

10. Цикл foreach

Цикл foreach последовательно перебирает элементы массива.

Синтаксис цикла foreach

На каждой итерации переменной присваивается значение текущего элемента последовательности. Переберем все элементы массива и умножим каждый элемент на 3:

11. Массивы

Рис. 5. Индексы элементов в массиве PHPРис. 5. Индексы элементов в массиве PHP

Массивы – упорядоченная коллекция элементов с доступом по индексу или ключу. Индексный массив создается двумя способами:

Через функцию array() :

и через квадратные скобки []:

echo $a[1] – вывести на экран второй элемент массива.

Нумерация массива начинается с 0 . В нашем случаем элементу массива Cat соответствует порядковый номер 0 , Dog – 1 , 123 – 2 . Для обращения к элементу массива используется следующий синтаксис: $имя_массива[индекс_элемента] .

Рекомендуется объявлять массив через квадратные скобки, так как эта запись компактнее.

Создадим пустой массив:

Добавим в него несколько элементов и выведем на экран его содержимое:

Чтобы добавить новый элемент мы использовали запись $имя_массива[] = новый_элемент . Первый добавленный элемент получает индекс 0 . Индексы следующих элементов увеличиваются на 1 . Можно задать индекс самостоятельно. Для этого в квадратных скобках укажем нужный нам индекс:

При добавлении непронумерованного элемента 5000 , значение его индекса будет на единицу большего максимального значения индекса в массиве – 101 :

Для удаления элемента из массива воспользуемся функцией unset() :

unset($array[2]) – удаление третьего элемента массива.

В качестве индекса также используют строки:

В таком случае мы получаем что-то напоминающее словари в других языках программирования с ключами и значениями. В PHP такой массив называют ассоциативным.

Ассоциативный массив объявляется через символы => :

Создадим ассоциативный массив:

Для поиска ключа по значению используем функцию array_search():

array_search(‘Cat’ ,$array) – поиск ключа, соответствующего значению Cat в массиве array .

Чтобы подсчитать количество элементов в массиве воспользуемся функцией count() :

Также можно создать многомерный массив:

‘animals’ => [‘Cat’, ‘Dog’] – ключ animals с двумя значениями: Cat и Dog .

‘second_array’ => [5000, 33, [‘third_array’ => [‘Hello’]]] – ключ second_array с тремя значениями: два числа 5000 , 33 и массив, но уже со своим ключем third_array и значением Hello .

12. Функции

Функция – подпрограмма, которая на входе принимает аргументы (бывают функции без входных аргументов), выполняет код и возвращает результат. Функциональное программирование упрощает жизнь программиста, так как не нужно копировать и вставлять фрагменты кода снова и снова. Достаточно обратиться к функции когда нужно и сколько угодно раз.

Существуют встроенные и пользовательские функции. Встроенные функции – print() , print_r() и так далее – придумали разработчики. Пользовательские функции программисты пишут самостоятельно.

Как объявить функцию

function – мы говорим интерпретатору, что отсюда начинается функция.

аргументФункции – переменные, которые передаются функции для выполнения кода.

имяФункции – чтобы вызывать функцию, ей нужно присвоить имя.

return – выдает результат работы функции.

Напишем и вызовем функцию, выводящую на экран фразу Hello, World .

Аргументы функций

До этого мы рассматривали функции без аргументов – переменных, которые функция получает извне. Напишем функцию с аргументами, которая считает сумму трех чисел:

$a , $b , $c – аргументы функции.

13. Собираем HTML-страницу

Чтобы просмотреть HTML-страницу, собранную из нескольких PHP-файлов, установим и запустим веб-сервер, разместим файлы в определенной папке и обратимся к файлу через браузер.

Запуск веб-сервера

Веб-сервер можно запустить несколькими способами:

  1. Через встроенный в PHP веб-сервер.
  2. Через сторонние инструменты: XAMPP , Open Server,Winginx .

Встроенный в PHP веб-сервер

Инструкция для Windows:

  1. Скачаем с официального сайта PHP и распакуем содержимое архива на диск.
  2. Откроем консоль и перейдем в папку с PHP, используя команду cd , например, cd php7 .
  3. Создадим папку page командной mkdir page . В ней будут храниться файлы нашей странички.
  4. Введем в консоли php -S localhost:8000 -t P:\php7\page\ . Флаг -S означает, что мы запускаем сервер по адресу localhost на 8000 порту. Флаг -t указывает путь к корневой директории.

Инструкция для Ubuntu:

  1. Установим PHP командой sudo apt install php libapache2-mod-php php-mysql .
  2. Создадим в домашней директории папку page .
  3. Введем в консоли php -S localhost:8000 -t /home/USERNAME/page .

Чтобы проверить запущен ли сервер, перейдем по адресу http://localhost:8000/:

Рис. 6. Запуск встроенного в PHP веб-сервераРис. 6. Запуск встроенного в PHP веб-сервера

Если мы получили ошибку 404, значит сервер запущен.

XAMPP

Скачаем и установим XAMPP . В папке C:\xampp\htdocs\ создадим папку нашей странички page . Запустим веб-сервер Apache, кликнув по кнопке Start . Узнаем версию PHP, введя в консоли (Shell) команду php -v .

Рис. 7. Запуск сервера с помощью XAMPPРис. 7. Запуск сервера с помощью XAMPP

Проверим, запущен ли сервер, перейдя по адресу http://localhost/ . Если появилось приветственное сообщение, значит сервер запущен.

Рис. 8. Запуск сервера с помощью XAMPP на WindowsРис. 8. Запуск сервера с помощью XAMPP на Windows

14. Собираем страничку

Теперь создадим несколько PHP-файлов, из которых соберем страничку. Перейдем в папку page и создадим четыре файла: index.php , header.php , body.php , footer.php .

Структура простого HTML-документа выглядит следующим образом:

Воспользуемся фреймворком Bootstrap, чтобы ускорить создание странички. Скачивать ничего не нужно, просто вставим ссылку на Bootstrap в тег <head> :

Откроем файл header.php и вставим в него следующий код:

в файл footer.php :

в файл index.php :

include – инструкция, которая подключает к PHP-сценарию другие сценарии. Также сценарии подключают с помощью инструкций require , include_once и require_once . Они отличаются по реакции на отсутствие подключаемого файла.

Откроем страницу, перейдя на http://localhost:8000/ или http://localhost/page/ . Должно получиться как на рис. 9.

Рис. 9. HTML-страница, собранная из php-файловРис. 9. HTML-страница, собранная из php-файлов

Вы пропустили

AEGIS Algorithms Android Angular Apache Airflow Apache Druid Apache Flink Apache Spark API API Canvas AppSec Architecture Artificial Intelligence Astro Authentication Authorization AutoGPT AWS AWS Aurora AWS Boto3 AWS EC2 AWS Lambda Azure Babylon.js Backend bash Beautiful Soup Bento UI Big Data Binary Tree Browser API Bun Career Cassandra Charts ChatGPT Chrome Extension Clean Code CLI ClickHouse Coding Codux Combine Compose Computer Context Fusion Copilot Cosmo Route CProgramming cron Cryptography CSS CTF Cypress DALL-E Data Analysis Data science Database dbt dbt Cloud deno Design Design Patterns Detekt Development Distributed Systems Django Docker Docker Hub Drizzle DRY DuckDB Express FastAPI Flask Flutter For Beginners Front End Development Game Development GCN GCP Geospatial Git GitHub Actions GitHub Pages Gitlab GMS GoFr Golang Google Google Sheets Google Wire GPT-3 GPT3 Gradio Gradle Grafana Graphic Design GraphQL gRPC Guidance HMS Hotwire HTML Huawei HuggingFace IndexedDB InfoSec Interview iOS Jackknife Java JavaScript Jetpack Compose JSON Kafka Kotlin Kubernetes LangChain Laravel Linux LlaMA LLM localStorage Logging Machine Learning Magento Math Mermaid Micro Frontends Mobile Mobile App Development mondayDB MongoDB Mongoose MySQL Naming NestJS NET NetMock Networks NextJS NLP Node.js Nodejs NoSQL NPM OOP OpenAI OTP Pandas PDF PHP Playwright Plotly Polars PostgreSQL Prefect Productivity Programming Prometheus Puppeteer Pushover Python Pytorch Quarkus Rabbitmq RAG Ramda Raspberry Pi React React Native Reactor Redis REST API Revolut Riverpod RProgramming Ruby Ruby on Rails Rust Scalene SCDB ScyllaDB Selenium Servers Sklearn SLO SnowFlake Snowkase Software Architecture Software Development Solara Solid Spring Boot SQL SQLite Streamlit SudoLang Supabase Swift SwiftUI Tailwind CSS Taipy Terraform Testing Transformers TURN TypeScript Ubuntu UI Design Unix UX UX Design Vim Vite VSCode Vue Web Architecture Web Components Web Development Web Frameworks Web Scraping Web-разработка Webassembly Websocket Whisper Widgets WordPress YAML YouTube Zed Наука о данных Разное Тренды

Современный подход к разработке с использованием Next.js